Методика обучения информационной безопасности старшеклассников: о содержании обучения информационной безопасности в школьном курсе информатики

Михаил Иванович Бочаров 1, Ирина Викторовна Симонова 2
+ Просмотреть подробную информацию об авторах

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

С развитием информационного общества и электронных средств информационного взаимодействия появляются новые угрозы информационной безопасности школьников, в то время как методики обучения безопасности личности в информационной сфере находятся на этапе своего становления. В статье выявлены достоинства и недостатки в содержании комплектов школьных учебников информатики, которые были разработанными различными коллективами авторов. На основе анализа содержания школьных учебников предлагаются пути совершенствования содержания обучения информационной безопасности школьников, в рамках предмета информатика.
  1. Бочаров М.И., Симонова И.В. Методика обучения информационной безопасности старшеклассников // Пространство и Время. 2013. № 4(14). С. 237–244.
  2. Гейн А.Г. Информатика и ИКТ. 11 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов. М.: Просвещение, 2012.
  3. Гейн А.Г. Информатика и информационные технологии. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов. М.: Просвещение, 2010.
  4. Гейн А.Г. Информатика и информационные технологии: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман. М.: Просвещение, 2009. 175 с.
  5. Ермоленко В.А. Дидактические основы безопасности жизнедеятельности. М.: ИТИП РАО, 2010.
  6. Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. СПб.: Питер, 2009. 224 с.
  7. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: Учебник для 10–11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. 4-е изд., испр. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  8. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса / И.Г.  Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. 2-е изд., испр. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 341 с.
  9. Соловьева Л.Ф. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса. СПб.: БХВ-Петербург, 2011. 288 с.: ил. + 2DVD
  10. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: Учебник для 10 класса. 4-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 212 с.
  11. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: Учебник для 11 класса. 2-е изд., испр. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 187 с.
  12. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: Учебник для 10 класса. 3-е изд., испр. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 387 с.
  13. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: Учебник для 10 класса. 3-е изд., испр. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 387 с.
  14. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 173 с.
  15. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса. 2-е изд., испр. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 178 с.
  16. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса. 2-е изд., испр. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 295 с.
  17. Фиошин М.Е. Информатика и ИКТ. 10–11 кл. Профильный уровень. В 2 ч. Ч. 1: 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Е. Фиошин, А.А. Рессин, С.М. Юнусов. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2009. 255 с.
  18. Фиошин М.Е. Информатика и ИКТ. 10–11 кл. Профильный уровень. В 2 ч. Ч. 2: 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Е. Фиошин, А.А. Рессин, С.М. Юнусов. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2009. 271 с.
  19. Anderson R., Moore T. "Information Security: Where Computer Science, Economics and Psychology Meet." Philosophical Transactions: Mathematical, Physical and Engineering Sciences 367.1898 (2009): 2717-2727.
  20. Ben-Ari M. "Constructivism in Computer Science Education." Journal of Computers in Mathematics and Science Teaching 20.1 (2001): 45–73.
  21. Berges M., Hubwieser P., Magenheim J., Bender E., Bröker K., Margaritis-Kopecki M., Neugebauer J., Schaper N., Schubert S., Ohrndorf L. "Developing a Competency Model for Teaching Computer Science in Schools." Proceedings of the 18th ACM Conference on Innovation and Technology in Computer Science Education. ITiCSE’13. New York, NY: ACM, 2013, p. 327.
  22. Brinda T., Puhlmann H., Schulte C. "Bridging ICT and CS: Educational Standards for Computer Science in Lower Secondary Education." ACM SIGCSE Bulletin 41.3 (2009): 288–292.
  23. Chang C.-Y. "Does Computer-Assisted Instruction + Problem Solving = Improved Science Outcomes? A Pioneer Study." Journal of Educational Research 95.3 (2002): 143–150.
  24. Hubwieser P. "Computer Science Education in Secondary Schools –The Introduction of a New Compulsory Subject." ACM Transactions on Computing Education (TOCE) 12.4 (2012): 16:1–16:41.
  25. Hubwieser P., Armoni M., Giannakos M.N., Mittermeir R.T.. "Perspectives and Visions of Computer Science Education in Primary and Secondary (K-12) Schools." The ACM Transactions on Computing Education 14.2 (2014): 7:1–7:9.
  26. Hubwieser P., Magenheim J., Mühling A., Ruf A. "Towards a Conceptualization of Pedagogical Content Knowledge for Computer Science." Proceedings of the Ninth Annual International ACM Conference on International Computing Education Research. ICER’13. New York, NY: ACM? 2013, pp. 1–8.
  27. Hea Q. "On-Demand Testing and Maintaining Standards for General Qualifications in the UK Using Item Response Theory: Possibilities and Challenges." Educational Research 54.1 (2012): 89-112. DOI:10.1080/00131881.2012.658201.
  28. Lindle J.C. "School Safety: Real or Imagined Fear?." Educational Policy 22.1 (2008): 28–44.
  29. Marsa-Maestre I., De la Hoz E., Gimenez-Guzman J.M., Lopez-Carmona M.A.. "Design and Evaluation of a Learning Environment to Effectively Provide Network Security Skills." Computers & Education 69 (2013): 225–236
  30. Shaw R.S., Chen C.C., Harris A.L., Huang H.-J. "The Impact of Information Richness On Information Security Awareness Training Effectiveness Original Research Article." Computers & Education 52.1 (2009): 92–100.
  31. Spillane J.P., Kim C.M. "An Exploratory Analysis of Formal School Leaders’ Positioning in Instructional Advice and Information Networks in Elementary Schools." American Journal of Education 119.1 (2012): 73–102.
  32. Tamjidyamcholo A., Bin Baba M.S., Tamjid H., Gholipour R. "Information Security – Professional Perceptions of Knowledge-Sharing Intention Under Self-Efficacy, Trust, Reciprocity, and Shared-Language Original Research Article." Computers & Education 68 (2013): 223–232.
  33. Yan C., Ramamurthy K., Wen K.-W. "Organizations' Information Security Policy Compliance: Stick or Carrot Approach?." Journal of Management Information Systems 29.3 (Winter 2012/13): 157–188.
  34. Zendler A., Hubwieser P. The Influence of (Research-Based) Teacher Training Programs on Evaluations of Central Computer Science Concepts. Teaching and Teacher Education 34 (2013): 130–142. DOI:10.1016/j.tate.2013.03.005.
  35. Zendler A., Spannagel C. "Empirical Foundation of Central Concepts for Computer Science Education." Journal on Educational Resources in Computing (JERIC) 8.2 (2008): 1–15.


Ключевые слова
информационная безопасность; обучение старшеклассников; курс «Информатика и ИКТ»; методика обучения информатике; содержание школьных учебников по информатике

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Бочаров, М. И., Симонова, И. В. Методика обучения информационной безопасности старшеклассников: о содержании обучения информационной безопасности в школьном курсе информатики / М.И. Бочаров, И.В. Симонова // Пространство и Время. — 2014. — № 3(17). — С. 300—307. Стационарный сетевой адрес: 2226-7271provr_st3-17.2014.112
Раздел
РАКУРС